Декаративно-прикладное искусство Белоруссии XII - XVIII веков Букинистическое издание Сохранность: Хорошая Издательство: Беларусь, 1984 г Суперобложка, 233 стр Формат: 60x90/8 (~220х290 мм) инфо 2029t.

В альбоме публикуются памятники отдельных отраслей декоративно-прикладного искусства, получивших развитие на земле белорусской в XII-XVIII вв, - ювелирное искусство и художественный металл; керамика, фаянс, сбьбщйтекло, кожа, соломка; ткани, вышивка, кружева и шпалеры Характерная отрасль художественного ремесла ХП-ХШ вв - ювелирное искусство и металл Местные мастера были хорошо знакомы со многими приемами обработки металла, что наблюдается в памятниках светского искусства qвйнъя"звериного стиля" (браслет, ухочистка, амулет), в иконках, медальоне, крестах, фрагментах алтарной преграды Формирование высокой культуры древних городов Белоруссии происходило в творческом переосмыслении традиций искусства Киевской Руси, Византии, Западной Европы, стран Средиземноморья и Востока Эта своеобразная культура стала прочным фундаментом оригинального самобытного декоративно-прикладного искусства Белоруссии XIV-XVIII вв, в котором прослеживаются следующие стили: гврщршотический (XV-XVI вв -металл, вышивка); Ренессанс (XVI в -металл, керамика, ткани, вышивка); барокко (XVII - три четверти XVIII в - металл, керамика, стекло, кожа, ткани, вышивка, кружева, шпалеры); классицизм (конец XVIII в - металл, керамика, фаянс, стекло, соломка; 1760-1800гг -ткани) Становление и развитие национальной школы наиболее ярко проявляется в ювелирном искусстве и художественном металле XV-XVIII вв От плоскостной декорировки форм, наблюдаемой в памятниках XV-XVI вв, местные мастера во второй половине XVII в переходят к разнорельефной чеканке, барочной орнаментике Разнообразием технических приемов, позволяющим передать характерную для барокко игру светотени, отмечено творчество ведущих белорусских золотых дел мастеров XVIII в В белорусской керамике XV-XVI вв ярко наблюдается творческое усвоение традиций Ренессанса (изразцы с портретами) Во второй половине XVII в переселившиеся в Россию белорусские ценинники разработали новый крупный барочный орнамевтюйьнтальный мотив "павлинье око" и многоцветные эмалевые рельефные изразцы, используемые для иконостасов, наличников окон, порталов, декорировки фасадов, и тем самым внесли значительный вклад в искусство Древней Руси В XVIII в керамика развивается в общеевропейском русле В этот период в Белоруссии появляется новая отрасль прикладного искусства - фаянс Производство изделий из фаянса было освоено на мануфактурах в Свержене и Телеханах В XVIII в на базе центров стеклоделия и народных гут XII-XVII вв укрупняются и возникают новые мануфактуры в Белоруссии Особой известностью пользовались зеркала, жирандоли, люстры, рефлекторы, стеклянная посуда, создаваемые на мануфактурах в Уречье, Налибоках Развитие местного художественного стекла происходило в творческом осмыслении традиций чешского, немецкого, английского искусства Значительных успехов в XVIII в достигло ткачество В изделиях местных мануфактур утверждение классицизма видно раньше, нежели в других видах дековуцйсративно-прикладного искусства Крупный вклад в европейское ткачество XVIII в внесла слуцкая мануфактура ("Персиарня") Белорусские мастера слуцкому поясу придали выразительное национальное своеобразие и оригинальность Высокий художественный и технический уровень их исполнения принес мировую славу этой мануфактуре Ее продукция вывозилась во многие страны мира Замечательные памятники декоративно-прикладного искусства Белоруссии XII-XVIII вв, в которых умело взаимосвязаны орнаментика и форма предметов, подчеркнуты особенности материала, являются прекрасной школой мастерства для современных художников На белорусском, русском, английском, французском, немецком, испанском языках Что внутри? Вступительная статья 1 | 2 Иллюстрации Автор Надежда Высоцкая.